На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Кредит «по-быстрому»

Рынок POS-кредитования в России уверенно растет после кризиса. За два года сменились лидеры этого рынка, появились новые игроки, к сегменту быстрых кредитов стали присматриваться банки с госучастием. Однако, как и раньше, заемщики недовольны навязыванием дополнительных услуг при таком кредитовании.

Смена лидеров

Еще в начале 2008 года объем рынка POS-кредитов оценивался в 140 млрд рублей. В течение года портфель быстрых займов сократился на 14%. «К началу 2010 года объем рынка составил 111 миллиардов рублей. В течение первого полугодия сегмент уже набрал 99 миллиардов», — рассказывает руководитель департамента маркетинговых исследований компании Analytic Research Group Юлия Иванова.

По ее словам, во второй половине 2008-го лидерами рынка POS-кредитования были такие банки, как «Русский Стандарт», ХКФ Банк, «Ренессанс Кредит», ОТП Банк и Росбанк. «За кризисный год из топ-5 выбыли два игрока — «Ренессанс Кредит» и Росбанк, а «Русский Стандарт» в конце 2009 года пересмотрел свою стратегию, и теперь экспресс-кредитование в магазинах не является для него приоритетным направлением», — указывает Иванова.

Таким образом, тройку лидеров рынка POS-кредитов составляют ХКФ Банк, ОТП Банк и Альфа-Банк. По итогам первого полугодия текущего года «Хоум Кредит» занимал 27% на рынке потребительского кредитования в точках продаж. «По нашим ощущениям, после подведения итогов за 9 месяцев наша доля вырастет еще», — считает зампред правления банка Юрий Андресов. Доля ОТП Банка колеблется в пределах 17—20%, примерно столько же у Альфа-Банка.

Некоторые банки сократили число торговых точек, с которыми сотрудничают. В частности, «Ренессанс Кредит» ушел из «Эльдорадо» и «Евросети». «Нам интересны прежде всего цена сотрудничества и качество клиентов, поэтому мы работаем там, где нам выгодно», — поясняет вице-президент банка Николай Тепляков.

Телефоны в кредит — самые популярные

Больше всего товаров в кредит приобретается в магазинах сотовой связи — примерно 25% от всех покупок, по данным исследования Analytic Research Group. Чуть меньше — около 20% — граждане покупают на заемные деньги в магазинах бытовой техники и электроники, в мебельных — 10—15%. Эксперты говорят, что в 2010 году лидеры в сегментах кредитования покупки электроники и бытовой техники включили мебельные центры в число своих приоритетных направлений.

Несмотря на то, что некоторые игроки сократили свое присутствие на рынке POS-кредитов, другие банки, в том числе и с госучастием — Сбербанк и ВТБ 24, напротив, им заинтересовались. В частности, президент ВТБ Андрей Костин даже высказывал намерение приобрести банк, работающий с POS-кредитами. Была даже информация о покупке группой ВТБ ХКФ Банка, но она не подтвердилась.

Самостоятельно выходить на рынок POS-кредитования весьма рискованно, считают банкиры. «Бизнес очень технологичный, нужны наработки для организации процесса и опыт работы людей, которые этим занимаются», — разъясняет управляющий директор НБ «Траст» (вышел на рынок POS-кредитов летом этого года) Максим Чернущенко. Например, по его словам, в 99% случаев сотрудники сети продаж POS-кредитования «Траста» — это люди с опытом аналогичной работы в других банках.

Эксперты говорят, что ставки по быстрым кредитам стали немного выше, чем до кризиса, — в среднем 30—50%. «Однако требование предоставлять клиентам данные о полной стоимости кредитов очистило сегмент от большей части комиссий, которые составляли основной доход банков при POS-кредитовании. В то же время стало меньше стимулирующих продажи предложений — промокредитов», — замечает Юлия Иванова из Analytic Research Group.

Впрочем, Николай Тепляков добавляет, что промоакций, которые проводятся совместно ретейлерами и банками, не было только в разгар кризиса. «Летом этого года различные магазины стали предоставлять на свои товары скидки, которые учитываются в процентной ставке. За счет этого банки предлагают кредиты без переплаты», — отмечает он.

Быстро не значит дешево

Как и до кризиса, клиенты банков, купившие товары в кредит, жалуются на навязывание дополнительных услуг, в частности страховых. Например, в «Народном рейтинге» на портале Банки.ру пользователь под ником tandy пишет, что при покупке цифрового фотоаппарата оформил беспроцентный кредит по акции ОТП Банка — «0/0/24».

«Банк навязал мне страховые проценты по кредиту — 8% в год. В результате начальная стоимость фотоаппарата в 36 тыс. рублей возросла до 48,5 тыс. рублей. Удорожание составило 30%. Возможно, все эти действия и оправданы, но для меня выражение «беспроцентный» кредит было синонимом выражения «без переплаты», — жалуется tandy.

Банки же, в свою очередь, как и раньше, продолжают утверждать, что страхование при экспресс-кредитах необязательно. «Страхование является добровольным и не влияет на решение банка о выдаче кредита», — говорит Юрий Андресов.

Также заемщик нередко удивляется, что должен банку при возврате товара в магазин. После проведения технической экспертизы магазин принимает товар обратно и выплачивает деньги за него в пользу банка-кредитора. Клиент иногда не учитывает, что за это время по этому кредиту могли набежать проценты.

«Если переведенной магазином суммы достаточно, то банк проводит полное досрочное погашение, если нет, то выдает новый график платежей для погашения процентов, начисленных по кредиту», — объясняет начальник управления развития продуктов и проектов дирекции потребительского кредитования ОТП Банка Александр Кротов.

Татьяна АЛЕШКИНА, Banki.ru

http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=2443753

Картина дня

наверх