На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Как не дать кредит

Памятка кредитному инспектору.

  • Первую беседу с потенциальным заемщиком следует организовать таким образом, чтобы ему сразу стало понятно: здесь не шутят.
  • Необходимо дать понять клиенту, что с получением кредита в его жизни наступят серьезные перемены.
  • Попросите клиента аргументировать свое желание получить кредит.
    Выразите сомнение в необходимости этого шага. Предложите альтернативные способы решения его проблем.
  • Постарайтесь внушить заемщику, что полученные им деньги скорее всего рано или поздно придется вернуть. Более того, за пользование деньгами необходимо будет уплатить проценты, а иногда еще и комиссии, связанные с получением и погашением кредита.
  • Перечислите все возможные санкции за нарушение условий кредитного договора.
  • Расскажите несколько страшных коллекторских историй.
  • Если после этого заемщик не отказался от мысли получить кредит, приступайте к обсуждению условий кредитования.
  • Оцените размер доходов заемщика. Определите величину кредита. Сообщите клиенту номинальную процентную ставку. Продемонстрируйте примерный график погашения. Покажите на примере нескольких платежей сумму, которая будет оставаться в распоряжении заемщика после очередной выплаты. Выясните, сможет ли он на нее прожить.
  • Убедитесь, что он вас слушает.
  • Выучите наизусть уравнение для определения полной стоимости кредита. Продемонстрируйте его заемщику и поясните значение каждого символа.
  • Проведите краткий экскурс по основам финансовой математики. Расскажите о реинвестировании средств и формуле ЧИСТВНДОХ.
    Продемонстрируйте возможности EXCEL. Объясните значение терминов «внутренняя норма доходности» и «итерационный метод».
  • Еще раз убедитесь, что клиент вас слушает. При необходимости повторите объяснение.
  • Перечислите все платежи в адрес третьих лиц, которые могут возникнуть при получении кредита. Укажите все возможные варианты в разрезе контрагентов, дат и размеров платежей.
  • Покажите заемщику несколько вариантов расчета ПСК в зависимости от его платежеспособности, поведения, размеров и дат осуществления платежей в пользу третьих лиц.
  • Объясните простым и доступным языком, почему в варианте, где ПСК больше, общая сумма выплат может быть меньше, и наоборот.
  • Если кредитным договором не предусмотрено дополнительных комиссий и платежей третьим лицам, объясните дополнительно, почему ПСК все равно больше номинальной ставки.
  • Если клиент по старой памяти интересуется эффективной процентной ставкой, поясните, что ПСК - это та же ЭПС, только индекс i в уравнении меняется от нуля до n.
  • Обвинения в «запудривании мозгов» и крики «А в чем засада?!» игнорируйте.
  • Прочитайте вслух кредитный договор. Удостоверьтесь, что заемщику все понятно. Попросите пересказать близко к тексту.
  • Выдайте заемщику проект кредитного договора со всеми возможными графиками погашения и вариантами расчета ПСК. Посоветуйте тщательно изучить все документы и сравнить с условиями кредитования в других банках, прежде чем принимать решение.
  • Ни в коем случае не давайте заемщику подписывать договор или заявление-оферту, пока не убедитесь, что пройденный материал полностью усвоен.
  • Напишите объяснительную записку начальнику, почему за день не выдано ни одного кредита.
  • Подумайте, не сменить ли вам сферу деятельности.
наверх