На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Внимание – аферисты!

Как известно, чем больше существующих способов защиты от мошенников и аферистов, тем ловчее и изощрённее всё новые и новые схемы, по которым жулики готовы залезть в наш карман, дабы вытянуть из него побольше денег. Не являются исключением и аферы с кредитами. Банки стараются закрыть все возможные дыры и бреши в безопасности как своей, так и клиента, однако последователи Остапа Бендера выискивают и находят новые, а заодно совершенствуя хорошо забытые старые обходные пути. Как уберечься от мошенников и не попасться на их удочку – мы сегодня и поговорим на конкретных примерах.

Дурилка первая, или Добро пожаловать на собеседование!

«Организация срочно примет на работу…» - кто из нас в ожидании общественного транспорта не сталкивался с такими объявлениями на остановках? Большинство, прочитав, равнодушно отворачиваются, а кто-то деловито срывает заветный листочек с номером телефона – чем чёрт не шутит, а вдруг предложат зарплату в два раза выше нынешней? Улучив момент, потенциальный кандидат звонит по указанному телефону, и приятный женский голос предлагает записаться на собеседование. При этом просит не опаздывать и захватить с собой паспорт.

Указывается вполне респектабельная улица с таким же респектабельным офисом, прибыв в которой кандидат на должность не усматривает никакого подвоха: присутствует и выставочный зал продукции (к примеру, бытовая техника), и менеджеры, кропотливо работающие над заказами. Кандидата просят заполнить анкету и пройти с ней к менеджеру по персоналу для более детального собеседования. Сотрудник отдела кадров вежливо задаёт вопросы по анкете, детализирует определённые пункты по предыдущему месту работы, соглашается с тем, что кандидат как нельзя кстати подходит на вакантную должность, и просит паспорт для снятия копии, мотивируя тщательной проверкой службы безопасности работодателя, которая займёт три-четыре дня. После чего кандидата просят перезвонить и, в случае положительного ответа СБ, приступить к выполнению обязанностей на новом месте работы…

Не трудно предвосхитить события: воодушевлённый первым собеседованием кандидат через три-четыре дня получит отказ, мотивированный странной формулировкой «к сожалению, служба безопасности дала отрицательный ответ. Приносим вам свои извинения». На любой вопрос несостоявшегося сотрудника о причинах такого отказа, менеджер по персоналу всё так же вежливо и сочувственно «пожмёт плечами». «Ну и ладно», - думает кандидат. – «Мир клином не сошёлся на этой конторе, найду другую работу». И пройдёт не один месяц перед тем, как несостоявшийся сотрудник вспомнит и респектабельные улицу, офис, сотрудника отдела кадров. А начнутся воспоминания после того, как в почтовый ящик опустится конверт из некоего банка с предложением оплатить задолженность по непонятно откуда взявшейся ссуде.

Итак, что же произошло на самом деле? Понятно, что и респектабельный офис, и менеджеры, и выставочный зал – всего лишь ширма для прикрытия афёр мошенников. Всё, что им было нужно на самом деле, это полные данные «клиента» и ксерокопия его паспорта. Именно в момент «собеседования» так называемый «менеджер по персоналу» выуживает максимум информации по определённым пунктам анкеты, если «кандидат» упустил ту или иную деталь при заполнении. Уже потом, по истечении времени, «кандидат» вспомнит, как подробно его расспрашивали о занимаемой должности, контактных телефонах, родственниках. Вся эта информация нужна была мошенникам лишь для того, чтобы подать в банк максимально правдивую информацию по подложной заявке на потребительскую ссуду. Далеко не все банки требуют обязательного фотографирования клиента на пункте подачи заявления, да и убедить потенциальную жертву в необходимости сделать снимок для той же самой «службы безопасности» очень несложно.

Аферисты действуют очень осторожно, заполняя он-лайн заявки таким образом, чтобы скоринговый робот выдал положительное решение без участия кредитного офицера. Для этого формируются заявки на не очень большие суммы (5 – 15 тысяч рублей), которые кредитные организации, как правило, выдают довольно охотно и без лишних формальностей в виде дополнительного обзвона клиента и его нынешнего работодателя. Но даже если таковой прозвон и будет, что ответят в отделе кадров на настоящем месте работы «клиента»? Именно то, что хочет услышать банк, - сотрудник действительно работает в указанной структуре. Мошенники готовят комплект документов, подписывая его от имени «кандидата», прикладывают копию паспорта и передают бумаги в банк, а тот, в свою очередь, перечисляет денежные средства на счёт фирмы. Которая, к слову сказать, и зарегистрирована была на давно утерянный или краденый документ. Через один-два месяца «фирма» закрывается и исчезает, а «кандидаты», коих на самом деле была не одна сотня человек, остаются выяснять отношения с банком, который, разумеется, хочет вернуть свои деньги. И сколько понадобится времени и сил, чтобы отстоять свою правоту, можно только догадываться.

Наш совет: никогда и ни при каких условиях не передавайте паспорт для снятия копий неизвестными вам лицами. Принимайте за таковых всех, кого вы видите в первых раз в жизни. Никакие «собеседования» не требуют изготовления дубликатов документов. Таковые могут понадобится лишь в момент заключения трудового договора, но никак не для предварительных «проверок» какими-либо «службами». Также следует задуматься, с какой стати у вас интересуются какими-либо подробными сведениями, прямо не относящихся к предмету разговора.

Дурилка вторая, или Дайте ключ от квартиры, где деньги лежат!

«Добрый день, Иван Петрович, вас беспокоит сотрудник службы мониторинга клиентов банка. У нас возник вопрос по вашей последней оплате. Не могли бы вы нам помочь в уточнении информации?» Примерно так начинается разговор с потенциальной жертвой. Приятный мужской голос вежливо задаёт вопросы, связанные с привычной идентификацией клиента: паспортные данные, девичью фамилию матери, которая зачастую используется в качестве пароля, производит сверку цифрового кода доступа. Далее уточняет вопрос по сумме платежа, дате и способе оплаты. После чего извиняется от имени банка и прощается. А через несколько дней со счёта кредитной карты исчезает внушительная сумма денег.
Итак, что же произошло на самом деле? Многие банки, открывающие так называемые «горячие линии поддержки клиентов», производят идентификацию клиентов по разного рода признакам: просят представиться, назвать цифры из цифрового пароля доступа, адрес проживания, девичью фамилию матери. Как уверены сотрудники кредитных организаций, этого вполне достаточно, чтобы отсечь мошенников от попыток посягательства на чужие деньги. Однако, как показывает практика, данная «бдительность» оказывается на руку аферистам.

Чтобы не вызвать лишних подозрений, «сотрудник банка» не спрашивает ни номер карты, ни пин-код к ней. Но задавая вопросы по идентификации клиента, он незаметно получает все необходимые инструменты для имитации подлинного клиента для последующего общения со специалистами call-центра. Узнать номер карты для мошенников не представляет никаких проблем – достаточно последить за почтовым ящиком потенциальной жертвы и вовремя достать конверт с ежемесячной выпиской по счёту клиента, где номер счёта и карты практически никак не маскируется. Далее мошенники, имея в наличии всю необходимую информацию для общения с работниками «горячих линий» имитируют подлинного клиента и… меняют пин-код к карте в автоматическом режиме. Благо, такая услуга представляется клиенту многими банками. Далее мошенники изготавливают «серый» пластик (на это у них уйдёт максимум час) и снимают наличные деньги в ближайшем банкомате, имея на руках новый активный пин-код. А настоящему держателю карты остаётся лишь догадываться, где и когда мог так обмануться.

Наш совет: не реагируйте на звонки таких «специалистов». Даже в случае навязчивого общения не называйте каких-либо подлинных паролей доступа к любой информации, пусть даже прямо не относящейся к параметрам карты или счёта. Называйте первое, что придёт в голову: фамилию соседа, любое «левое» сочетание цифр. Если вам звонит подлинный сотрудник банка, он вас поправит и даст ещё попытку сверки информации. И даже во второй раз не раскрывайте истинную информацию. В случае повторной ошибки сотрудник банка обязан предложить вам приехать в ближайшее отделение банка для уточнения информации. Мошенники не предложат этого никогда. Скорее всего, они «проглотят» любую информацию, с помощью которой будут пытаться смошенничать. Насторожитесь, если «сотрудник» промолчит в ответ на заранее ложные пароли – это первый сигнал к тому, что звонящий не имеет никакого отношения к банку-кредитору. Полный информационный вакуум или заранее недостоверная информация – самая надёжная защита от подобных телефонных мошенников.

Увы, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Так гласит народная мудрость. Зачастую мы сами легко и непринуждённо идём на поводу у аферистов, добровольно передавая нужную им информацию. Наверное, слишком привыкли доверять всем и каждому. Мы верим банкам и любому, кто представляется его именем. А ведь если проявить чуток бдительности, шансов у мошенников практически не останется. И заёмные средства, и личные будут в безопасности, а спокойствие и нервы – сбережены.

http://611.ru

Картина дня

наверх